БОУ "Глуховская СОШ"
с. Глуховка Калачинского района Омской области
  • Школьная медиационная служба

     
    Наш девиз: «От конфликта к примирению!»
    Символ службы: «Пожатие рук»

    ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ В  ШКОЛЬНУЮ  СЛУЖБУ МЕДИАЦИИ (ШСМ)

    Работа службы  направлена на помощь ученикам школы  в мирном разрешении конфликтов. Программы примирения могут проводиться службой только при добровольном участии  всех сторон  конфликта.
    Это альтернативный путь разрешения  конфликта.
    Люди, ведущие примирительную встречу  не будут судить, ругать, кого-то защищать или что-то советовать. Их задача –  помочь вам самим  спокойно разрешить свой конфликт. То есть главными участниками встречи будете вы сами.

    Условия, при которых ситуация  конфликтная может  быть рассмотрена службой:
    •    Стороны признают свое участие в конфликте или криминальной ситуации (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить;
    •    Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п.).
    •    Если в конфликте участвуют учителя или родители (законные представители), на встрече возможно присутствие взрослого ведущего.
    Если вы решили обратиться  в службу:
    •    то вам надо подойти к социальному педагогу Комаровой Елене Геннадьевне (кабинет расположен на 1 этаже).
    •    После этого с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения  к случившемуся и желания участвовать во встрече.
    •    В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие вопросы:
    •    каковы последствия ситуации для обеих сторон;
    •    каким образом разрешить ситуацию;
    •    как сделать, чтобы этого не повторилось.
    •    При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.

    На встрече  выполняются следующие правила:
    •    Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
    •    На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
    •    Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
    •    Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.

    Основные примирительные методики в школе
    Школьная медиация
    Это метод (технология) организации переговоров конфликтующих сторон независимым и беспристрастным посредником, в целях достижения сторонами взаимовыгодного, основанного на удовлетворении интересов каждого, соглашения.
    Для школьной медиации часто рекомендуют проводить процедуру медиаторам в парах (ко-медиация), так как ситуация нередко требует обсуждений работы после проведенной одной медиативной сессии либо требует большой концентрации внимания и т.п.
    Ко-медиаторы, как правило, подбираются разных полов, возрастов, в целях лучшей диагностики конфликта. До проведения процедуры медиаторам следует договориться о примерной стратегии, о способах взаимодействия между собой, о распределении ролей на данной встрече.

    Показания к применению:
    — все виды школьных конфликтов, если в них есть четко выраженные конфликтующие стороны и они не многочисленны.
    Программы по возмещению вреда имуществу школы, третьим лицам, соученикам эффективно реализуются при помощи классических медиативных техник.

    Школьная восстановительная конференция
    Это процесс, который направлен на устранение негативных последствий, нанесенных отношениям в рамках взаимодействия разных слоев школьного сообщества. То есть в конфликтную ситуацию оказываются вовлечены разные группы участников школьной жизни.
    Цель конференции состоит в том, чтобы все осознали, что общим отношениям и интересам причинен вред, поняли, в чем он заключается и каковы негативные последствия развития этой ситуации, смогли проявить эмоциональные реакции, а, главное, определить, что нужно сделать для исправления сложившейся ситуации и профилактики ее повторения в будущем.
    В конференции обычно принимают участие пострадавшие, их родители и друзья, обидчики, ответственные за причинение вреда, и их сторонники. Для участия в конференции приглашаются ключевые сотрудники школы, которые могут оказаться и в числе пострадавших.
    Всех приглашенных на конференцию спрашивают, как они лично были затронуты случившимся.
    Задачи конференции:
    а) делегирование ответственности за решение конфликта «здоровой» части школьного коллектива;
    б) вовлечение «равнодушных» или «сомневающихся» учеников в процесс обсуждение общей проблемы с тем, чтобы они присоединились к достигнутым договоренностям;
    в) обеспечение поддержки принятых учениками договоренностей со стороны уважаемых учителей, родителей, старшеклассников и пр.
    Недостатки методики:
    — много времени уходит на организацию и подготовку (в сравнении с классической процедурой медиации);
    — сложнее согласовать удобное для всех время и место проведения конференции;
    — в структурном (групповом) конфликте участники могут высказывать не свое мнение, а выражать групповые стереотипы (Например, если он договорится, пойдет на уступки, значит он слабак);
    — есть риск, что участники будут неискренними из-за давления группы.
    При установлении такого реального риска можно вместо общей встречи провести сессию медиаций между разными участниками.

    Семейная восстановительная конференция
    Методика во многом аналогичная школьной конференции, но для участия привлекается «большая» семья, то есть не только родители, родные братья и сестры конфликтующих, но и родственники более удаленной степени родства — бабушки, дедушки, дяди и тети, иногда крестные родители.
    Показания к семейной конференции: вовлечение членов семьи в конфликт, который сказывается на ребенке, в том числе на его поведении в школе. Это может быть совершенное ребенком правонарушения как внутри семьи (украл деньги у родителей, например), угроза лишения родительских прав, жестокие или одиозные с религиозной, национальной и т.п. точки зрения способы воспитания.
    Суть семейной конференции заключается в передаче семье ответственности за разработку плана по ее выходу из проблемной ситуации.
    Методика предполагает создание условий для выработки семьей плана урегулирования конфликтной ситуации, гарантий от ее повторения в будущем. Составленный семьей план и его реализация обсуждается дальше с участием заинтересованных людей (педагогов, специалистов и пр.). Вероятность выполнения плана, составленного членами семьи для самих себя, значительно выше, чем если бы план за них составляли другие люди.

    Круги примирения
    Данная методика используется как программа, позволяющая коллективно обсудить какую-либо сложную школьную ситуацию, которая напрямую задевает лишь некоторых участников, но остальные считают себя косвенно вовлеченными или заинтересованными в урегулировании ситуации.
    Круг всегда собирается по какой-то проблемной ситуации, которая требует отклика, и в круге принимают участие только те, кого так или иначе затронула проблема и кто готов прикладывать усилия для ее решения.
    Цели круга могут быть разными:
    -урегулировать конфликтную ситуацию посредством общих договоренностей, общего решения;
    — изменить ситуацию к лучшему, оказав поддержку отдельным участникам школьного коллектива.
    Методика требует тщательной подготовки.
    Создается инициативная группа (совет круга), в которую входят переговорщик (хранитель круга) и его помощники (волонтеры, часто из числа школьников, работающих в службе школьной медиации, которые прошли обучение и знакомы с практикой проведения таких программ).
    Совет круга обсуждает конфликт, который предстоит разрешать, проводит предварительные встречи с его участниками и принимает решение: проводить ли круг, кого на него приглашать и какие вопросы выносить на обсуждение. Организация круга требует точной формулировки тем, вопросов.
    В круге все говорят по очереди, передавая символ слова. Хранителя круга — открывает круг, объявляет тему для обсуждений. Пока идет разговор по кругу, хранитель не может вмешиваться, прерывать, комментировать и пр. Его задачи как у медиатора только организаторские: управлять кругом и делать коммуникацию эффективной, следить за соблюдением правил круга, предотвращать и устранять «разрыв» круга эмоциями, агрессией и т.п. отдельных участников круга.
    Результат круга примирения не в том, чтобы манипулировать детьми, заставлять их измениться. Круги стремятся раскрыть участникам проблемной ситуации их интересы, действительные побудительные мотивы их действий, осознать действия, приведшие к конфликту как непродуктивными и разработать шаги по изменению не людей, а ситуации.

    Медиация для учителей:
    медиация-для-учителей
     

    Медиация для детей:
    медиация-для-детей

    Медиация для родителей:
    медиация-для-родителей

    гид по медиации

    Если у тебя серьезные  проблемы —  давай поговорим: с классным руководителем, учителем,  социальным педагогом, директором —   мы  поможем.

    Если не хочешь  разговаривать с нами  позвони:

    Общероссийский детский телефон доверия 8 800 2000 122

    Телефон доверия службы экстренной  медико-психологической помощи   8 (3812) 56 56 65,       8 (3812) 27 55 11

    Омский областной центр социально-психологической помощи и поддержки несовершеннолетних и молодежи  8(3812) 26 42 41

    Уполномоченный при Губернаторе Омской области по правам  ребенка – Степкина  Елизавета Евгеньевна   8 (3812) 35 72 85,  8 (3812) 35 71 05

    С целью повышения доступности услуг экстренной психологической помощи обучающимся в случаях нарушения их прав и жестокого обращения с ними вы можете обратиться к общероссийскому детскому «телефону доверия» 8-800-2000-122. Звонок бесплатный.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie